Сенатская площадь является одной из самых известных площадей Петербурга. Она находится с западной стороны Адмиралтейства. На юге ее расположился Александровский сад, с севера течет река Нева. Западная сторона площади обращена к зданиям Сената и Синода.
Площадь появилась уже в 1704 году, когда Адмиралтейство планировалось как крепость. Но вскоре Адмиралтейство свою крепостную роль утратило, и площадь превратилась в городскую.
Свое имя площадь получила от здания Сената, которое переехало сюда из здания Двенадцати Коллегий в 1763 году.
Впрочем, в историю Сенатская площадь вошла 14 декабря 1825 года, когда именно здесь началось восстание декабристов.
14 декабря 1825 года у подножия памятника Петру I выстроились восставшие полки, отказавшиеся присягнуть Николаю I. Но вскоре их окружили уже принявшие присягу войска. Восстание было подавлено. В память об этих событиях в 1925 году площадь была переименована в площадь Декабристов. Но в 2008 году площади возвратили ее прежнее название – Сенатская.
МЕДНЫЙ ВСАДНИК
Главный символ Сенатской площади – это, конечно же, памятник Петру Первому – знаменитый Медный всадник. Установлен он в годы правления Екатерины Второй.
Уже в конце 18 века с ним связывали множество городских легенд и анекдотов. А в веке 19-м Медный всадник любили упоминать в своих произведениях поэты того времени.
Вопреки своему прозванию, памятник не медный, а бронзовый. А популярное название памятник Петру получил благодаря одноименной поэме Пушкина.
По задумке Екатерины II Петр должен был предстать в торжественном облике римского императора-победителя с жезлом и скипетром в руках. Однако французский скульптор Этьен Фальконе показал миру другого Петра. При этом он не умалил ни его полководческие таланты, ни его звание мудрого правителя.
На гранитной глыбе, на которой установлен памятник, по приказу Екатерины Великой высечено посвящение на двух языках, русском и латинском: «Петру I Екатерина II лета 1782».
Постамент
Интересная история связана со скалой, на которую водружен монумент. Она была найден крестьянином Семеном Вишняковым на расстоянии около 9 км от площади. Когда-то в скалу ударила молния. Поэтому ее назвали «Гром – камень». Говорят, что с этого камня и сам Петр не раз осматривал окрестности.
На место установки памятника Гром-камень доставили с помощью поистине уникального для той поры приспособления. Первоначально глыба весила около 1600 тонн. Доставка скалы заняла два года. Затем по проекту Фальконе ее обтесали и придали форму волны, олицетворяющей мощь России как морской державы.
Вес самого памятника – около 8-9 тонн, высота – более 5 метров без учета основания.
Фальконе изобразил фигуру Петра I в динамике, на вздыбленной лошади. Тем самым он хотел показать не полководца и победителя, а в первую очередь созидателя и законодателя. Мы видим императора в простой одежде, а вместо богатого седла – звериную шкуру. О победителе и полководце нам говорит только венчающий голову венок из лавра и меч у пояса.
Скульптура опиралась только на две точки – задние ноги коня. Чтобы она надежно держалась, Фальконе придумал змея, которого конь попирает ногами. Этот змей стал третьей опорой.
А еще много историй и баек до сих пор ходит вокруг жеста императора. Правая рука Петра повелительно вытянута вперед, левой он крепко держит поводья. Некоторые говорят, что рука указывает вниз, на место, где «город будет заложен». Другие считают, что Петр смотрит в сторону Швеции — страны, с которой он так долго и упорно воевал.
АДМИРАЛТЕЙСТВО
Как известно, Петр I задумал Петербург не только как столицу России, но и как ее морские «ворота». Здесь же по замыслу императора, должны были строиться и суда, которым предстояло бороздить просторы Балтики. 5 ноября 1704 года Петр заложил на левом берегу Невы Адмиралтейскую судостроительную верфь.
Сооружалась оно по чертежам самого Петра. А вскоре начал строиться и Адмиралтейский дом. Центральную часть его украсила в 1711 году башенка со шпилем. Через 8 лет «спицкому мастеру» Ван-Болесу приказали «шпиц адмиралтейский достроить и на шпице том поставить яблоко и корабль, и поверх его корону,,,». Тогда же установвили и куранты – часы с боем. Все было бы хорошо, да вот только башня, над которой возвышался шпиц, была сооружена из глины.
В начале XIX века зодчий А.Д.Захаров не только полностью перепланировал внутреннее устройство Адмиралтейства, но и придал ему парадный внешний вид. Работы продолжались 17 лет и закончились только в 1823 году, уже после смерти мастера.
Над украшением Адмиралтейства трудились многие талантливые архитекторы и скульпторы. Именно с тех пор у подножья башни стоят каменные нимфы, несущие земную и небесную сферы. А по углам аттика башни застыли вечным караулом четыре легендарных древних героя и полководца: Александр Македонский, Пирр, Аякс и Ахиллес. Купол сегодня, как и в прежние времена, украшает золоченый шпиль, увенчанный парусным корабликом.
Перестроенное здание стало настоящим украшением города. А башня со шпилем и уплывающим куда-то корабликом – эмблемой города на Неве.
ЗДАНИЕ СЕНАТА И СИНОДА
Одним из удивительных архитектурных творения Северной столицы считается здание Сената и Синода. В Санкт-Петербурге много замечательных строений. Тем не менее, именно этот последний крупный проект знаменитого архитектора Росси стал символом позднего классицизма.
На самом деле речь идет не об одном, а о двух строениях, которые сегодня объединены одним названием – здание Сената и Синода. В Петербурге раньше эти два государственных управленческих органа Российской империи находились в здании Двенадцати коллегий.
Однако после возведения в 1823 году Адмиралтейства возникла необходимость преобразования Сенатской площади. Потому в 1824-м был объявлен конкурс на проект, по которому предполагалось построить новое здание Сената и Синода.
Своим приказом император Николай I начал строительство нового дома для Сената. Архитектор Карл Росси предложил поставить два новых здания (частично используя старые). Кроме того, соединить их эффектной аркой, переброшенной над Галерной улицей. Арка связывает оба здания в единый архитектурный комплекс и завершается скульптурной композицией, расположенной на многоступенчатом аттике.
Здание Сената и Синода украшают многочисленные статуи, расположенные в нишах между колоннами и на аттике, соответствующие их назначению. Венчает аттик композиция «Правосудие и благочестие», символизирующая единство двух властей – церковной и светской.